?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаем тему хлопковых тканей, начатую здесь, здесь и здесь, и, в частности, тканей, которые сейчас уже не производятся и практически забыты.

Кумач

Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения ярко-красного, реже синего цвета. Название восходит к арабскому kumāš. Кумач был известен в России уже в XVIIвеке. Несмотря на то, что в литературных источниках часто встречается упоминание о красном и синем кумаче, уже во второй половине XVIII века "кумачовый", или "кумачный", воспринимали как характерный красный цвет. Кумач шел на изготовление одежды, в т. ч. сарафанов (обычно однотонный), часто называвшихся «кумашник» или «кумачник», которые нередко украшались орнаментальной вышивкой. Кумач служил для отделки рубах, сарафанов, понев и другой крестьянской одежды в виде ластовиц, попиков, аппликации, создававшей сочетанием ярко-красного с синим, зеленым, белым или черным на простых по крою изделиях. Поскольку окрашенная ткань стоила много дороже некрашеной, кумач упоминается в сравнении с другими тканями как предпочтительная материя, о чем свидетельствует народная пословица "Был кумачный, да променяла на бумажный (сарафан)". Примечательно, что в русских народных песнях, пословицах и поговорках кумач всегда соседствует с китайкой: "… кумачу не хочу, китайки не надо" (Во саду ли в огороде); "Спрашивают китайки, а разбирают кумачи".


Именно кумачовыми были первые флаги коммунистической революции. Вплоть до середины 1918 года коммунистический флаг представлял собой полотнище из кумача. Затем был утвержден внешний вид флага с нанесенной на него символикой, и флаги стали изготавливать из флагового шелка, впоследствии - полиэфирного. Кумач же постепенно вышел из обращения и был забыт, сейчас можно встретить упоминания о нем лишь в литературе, народном фольклоре и истории. Сейчас эпитетом "кумачовый" чаще описывают цвет, чем ткань.


Мадаполам.

Мадаполам (мадеполам) — тонкая и плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, получаемая отбеливанием миткаля с последующим глянцеванием для придания легкого блеска. Название по местечку Мадаполлам
(ныне не существует) близ г. Нарсопур в Индии, где начала производиться эта ткань. Известен с середины XVIII века. Будучи одной из лучших тканей для белья (как носильного, так и постельного), мадаполам был только белым. Во второй половине XVIII века в России различные сорта отбеленного полотна были очень дорогими, так как большая его часть ввозилась из-за рубежа. Известно даже, что такие ткани не решались стирать в России и отсылали для этой цели в другие страны. Для отделки мадаполама предпочитали вышивку (только белого цвета) или кружево. Вышивка преимущественно в виде инициалов владельца белья выполнялась так называемым вензельным швом — горизонтальными стежками глади по предварительному «настилу» для придания выпуклости вензелю или орнаменту. Узорчатое кружево или прошивки, украшавшие края пеленок, наволочек, нередко продергивались узкими атласными лентами (чаще розового или голубого цвета). Обычай украшать наволочки из мадаполама прошивками из кружев на цветных чехлах существовал в купеческой и мещанской среде. Множество подушек в таких наволочках укладывалось на постели, демонстрируя богатство и благополучие дома. В ХХ веке в связи с появлением большого количества новых тканей и технологий производства мадаполам потерял свою ценность и сейчас практически не производится. Миткаль, из которого получали мадаполам, по-прежнему изготавливают и отбеливают, но изготавливать его более тонкие сорта и глянцевать считается экономически нецелесообразным, и предпочтение отдается более простым в технологии производства тканям. Впрочем, иногда можно найти мадаполам, продающийся на метраж, и детские принадлежности из мадаполама.


Молескин.

Молескин — довольно толстая хлопчатобумажная ткань атласного или саржевого переплетения, подвергнутая затем ворсованию (специальной обработке), дающему начес на внутренней поверхности ткани.
Молескин традиционно использовался для пошива рабочей и форменной одежды, в том числе военной униформы.
Название произошло от английского moleskin — кротовая кожа, шкурка, а в России, где молескин известен с XIX века, наиболее плотные сорта называли "чёртовой кожей".

Молескин выпускался обычно гладкокрашеным в тёмные тона и употреблялся не только для изготовления одежды, а также для верха обуви, переплётов книг, в качестве основы искусственной кожи.
Ввиду способности хорошо сохранять тепло и мало пропускать влагу молескин использовался для шитья теплой домашней одежды — халатов, рубах. В ХХ веке молескин нашел применение в спортивной одежде, из ярко окрашенного, в комбинации с клетчатыми или полосатыми тканями молескина изготавливались лыжные костюмы, которые носила большая часть подростков и молодежи (в любых ситуациях) до конца 1950-х годов.
Молескин, несмотря на хорошую способность удерживать тепло и высокую плотность, обладает достаточно высокой гигроскопичностью. Поэтому с изобретением синтетических мембранных тканей, способных не бтолько сохранять тепло, но и отводить влагу от тела, не впитывая ее, применять молескин в одежде практически перестали.
Сейчас по той же технологии вырабатывают современный молескин, однако он значительно отличается от оригинального: используются более тонкие нити, добавляются синтетические волокна, в результат чего ткань получается гораздо более легкой и тонкой, менее плотной и износостойкой. Из такого "осовремененного" молескина изготавливают пальто, тренчи, куртки, а из молескина с различными пропитками - спецодежду.


Нанка.

Нанка — плотная хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Название произошло от названия города Нанкин в Китае, месту первоначального производства ткани. Известна с XVI века. Долгое время отличалась характерным желтым цветом с красноватым отливом. Причина необычного оттенка — в сырье, которым служил сорт хлопка, растущий в Китае; его волокно не подвергалось отбеливанию, а потому сохраняло характерный цвет в готовой продукции.

Китайская нанка отличалась большой прочностью. Со временем в странах Европы, в том числе и в России, было налажено производство собственной нанки. Однако волокно было иным, и его предпочитали отбеливать и окрашивать, что ухудшало свойства ткани. Когда Д. В. Григорович в повести «Антон-Горемыка» упоминает серую нанку, а А. А. Фет в «Воспоминаниях» —
«новую нанковую пару серо-синего цвета», то имеется в виду ткань, произведенная в Европе.

Нанку применяли очень широко — от шитья различных видов одежды до использования в технических целях. Нанка как основа для шлифовальных шкурок применяется и в ХХ веке, ею пользуются во влажных средах, в которых наждачная бумага не выдержала бы нагрузки. Нанка, особенно в XIX веке, считалась недорогой материей и обычно свидетельствовала о бедности или скудности средств владельца сшитой из нее одежды.
В настоящее время нанка не производится и не употребляется, и даже в в технических целях ее заменили синтетические аналоги.

Органтин.

Органтин — хлопчатобумажная, редкая, сильно накрахмаленная ткань, изготовленная из тонкой пряжи. Использовали органтин как подкладочный материал, сохраняющий форму одежды - для изготовления нижних юбок, чехлов под платья и других объемных и жестких конструкций.
В недалеком прошлом из данной ткани шили свадебные наряды для невест и блузы для торжественных случаев. В настоящее время органтин заменили синтетические ткани, например, фатин, и его можно только изредка встретить в единичных дизайнерских изделиях в качестве ткани для декоративных элементов.